Некоторые особенности бизнеса в Японии

extra_toc

Япония достаточно уникальная страна, особенно в плане бизнеса. Многие ставят японские компании в пример: они умеют добиваться результатов. Но здесь мы не будем говорить про секреты успеха японских компаний, а поговорим о бизнесе в Японии в целом.

Люди

Люди стоят на первом месте в этом списке и в вашем бизнесе. Это не только в Японии, но и других странах. Люди – это ключ к вашему успеху. Клиенты — это люди, сотрудники — это люди, ваши деловые партнеры, ваши поставщики, государственные регулирующие органы, ваши конкуренты — это люди. В Японии это японцы — и они могут думать не так, как вы. Иногда они отличаются от вас больше, чем вы думаете.

Поэтому вам нужно уважать их обычаи и смиренно работать, чтобы заслужить их уважение. Если вы этого не сделаете, вы обнаружите, что вас никто не любит, ваши лучшие сотрудники уходят от вас, и никто не покупает вашу продукцию — по крайней мере, не столько, сколько вам нужно продать, чтобы преуспеть в Японии. В худшем случае вы потеряете государственные лицензии, необходимые для ведения бизнеса в Японии.

Это также произошло с целым рядом иностранных компаний, которые не соблюдали правила японского правительства. Если вы потеряете государственную лицензию в Японии, которая вам нужна для вашего бизнеса, у вас не будет другого выбора, кроме как собраться и уйти. Вы не первая иностранная компания, сделавшая это. А все потому, что они даже не пытались понять менталитет японцев.

Япония, здания, небоскреб

В Японии нет легких путей

У вас нет времени – нужен результат вчера? Вы хотите выйти на рынок вчера без изучения рынка и планирования? Вы уверены, что ваша продукция продает сама себя? Может быть, вам лучше посмотреть на другие рынки. Есть очень мало примеров компаний, которые преуспели в одночасье в Японии. Однако из этого правила есть исключения, если у вас есть впечатляющий продукт с истинным ценностным предложением для реальных потребностей клиентов в Японии и без конкуренции.

Но в таком случае японские компании наверняка уже связались с вами и предложили бесплатные поездки в Японию и сотрудничество. Таким образом, эмпирическое правило гласит, что если вы или ваша компания должны оплачивать свои авиабилеты в Японию, вам, вероятно, придется приложить много усилий и инвестиций, чтобы построить бизнес в Японии. Начинать тут действительно сложно и вам предстоит пройти длинный путь. Не ожидайте легкого и быстрого успеха.

Изучение рынка

Компании, добившиеся успеха в Японии, делали и делают все возможное, чтобы понять рынок, в который им предстоит войти. Мы можем заверить вас, что гораздо лучше заранее узнать своих конкурентов и выработать стратегию борьбы с ними. Это лучше, чем обнаружить через несколько недель после открытия например магазина в Японии, что японская компания, с которой вы никогда не сталкивались, открывает магазин через дорогу от вашего нового магазина. И при этом она предлагает аналогичные товары по гораздо более низким ценам, и работает до полуночи, а ваши магазины закрываются в 18:00. Да она еще и работает очень давно и японцы точно выберут именно ее. Звучит невероятно и банально? Это именно то, что вытеснило крупного европейского ритейлера из Японии.

Достаточные инвестиции

То, что вам нужно инвестировать в Японию, чтобы добиться успеха, должно определяться рыночными условиями в Японии, а не расчетами дома без знания Японии. Если у вас есть передовой технологический продукт без какой-либо конкуренции, обеспечивающий реальную ценность и решающий реальную проблему клиента, вам, возможно, не нужно много инвестировать, чтобы добиться успеха.

Однако, чем более устоявшийся рынок, на который вы хотите выйти, и чем более товарным является ваш продукт, тем больше вам потребуется инвестировать, чтобы отобрать долю рынка у действующих японских игроков. Многие иностранные компании потерпели неудачу в Японии, потому что не инвестировали необходимые суммы. Япония - это дорого, нужно действительно очень хорошо посчитать, сколько вам нужно денег и хватит ли их в принципе.

Япония, деловой квартал в городе, небоскребы

Ваш продукт

Вы будете знать свою продукцию лучше всех, намного лучше, чем мы. Однако, если вы хотите продавать свою продукцию в Японии, она должна представлять реальную ценность для удовлетворения реальных потребностей японских клиентов по правильной цене. Ассортимент «глобальных продуктов», который пользуется огромным успехом во всем мире и который неожиданно сделал вашу компанию и ваш бренд богатым и знаменитым, может не помочь вам добиться успеха в Японии. Возможно, вам придется адаптировать свои глобальные продукты к потребностям японского рынка. Звучит очевидно? Есть иностранные компании, которые потерпели неудачу в Японии и потеряли порядка 10 миллиардов долларов США из-за того, что ошиблись в этом «простом» вопросе.

Большинство пунктов вам показались очевидными даже для школьника? Ну это действительно так, законы бизнеса везде примерно одинаковые. Только в Японии многие из них возведены в абсолют. Ключевое тут то, что если в Европе или других странах Азии какие-то ошибки не будут критичными, то в Японии они могут похоронить ваш бизнес в одночасье.